«Отец русской атлетики» доктор В. Ф. Краевский в свое время говорил:

    «Я уверен, что за тяжелой атлетикой в России большое будущее. Такой массы исключительно сильных людей, мне кажется, нет ни в одной другой стране».

Современная тяжелая атлетика, следует сказать, опирается на фундамент, который во многом был создан известными по всей России и в Европе атлетами и борцами прошлого. Главным образом это относится к концу XIX и началу XX века, когда наблюдалось всеобщее увлечение атлетизмом. Соревнования по борьбе и выступления с атлетическими номерами проходили повсюду: в роскошном петербургском цирке «Модерн» и пуританском саду «Общества попечительства о народной трезвости», в городских театрах Одессы и Ставрополя, в парках Пензы и Оренбурга, в многочисленных балаганах, которые колесили по просторам России.

С легкой руки знаменитого атлета и пропагандиста атлетического спорта И. В. Лебедева чемпионаты, например, французской (классической) борьбы превратились в яркие театрализованные зрелища, привлекавшие массу зрителей. В них принимали участие эстонские богатыри Георг Гаккеншмидт, Георг Лурих, Алекс Аберг, казахский силач Хаджи-Мухан, представители Кавказа Коста Майсурадзе и Сали Сулейман, легендарный Иван Поддубный и «Король гирь» Петр Крылов, Иван Шемякин и Николай Вахтуров, силач из Сибири Терентий Корень и вятский крестьянин-великан Григорий Кащеев. На арене появлялись могучий венгр Янош Чая и поляк Станислав Збышко-Цыганевич, француз Рауль Ле-Буше и голландец Ван-Риль, негр Бамбула и другие представители разных стран. Зрителей интриговали «таинственные» черные, красные и синие маски, под которыми скрывались именитые спортсмены. Борьба и атлетические выступления сопровождались музыкой. Жюри из публики и представителей спортивной общественности определяло победителей в схватках на ковре. Заканчивались чемпионаты французской борьбы торжественно. Лучшим борцам и атлетам вручались денежные призы, ленты и пояса победителей, золотые, серебряные и бронзовые медали.

После выступления профессионалов на арену вызывались любители из публики. Конкурс с участием зрителей был серьезной проверкой силы атлета. Если представитель публики повторял какой-то трюк, атлет выплачивал ему вознаграждение. Вот, например, отрывок из текста афиши А. И. Засса («Самсона») во время его выступлений в Англии:

    «Самсон предлагает 25 фунтов стерлингов тому, кто собьет его с ног ударом кулака в живот. Разрешается принимать участие боксерам-профессионалам... Приз в 5 фунтов дается тому, кто согнет подковой железный стержень».

Железный стержень, о котором шла речь, представлял собой прут квадратного сечения приблизительно 1,3 Х 1,3 и длиной 26 сантиметров.

Часто после окончания чемпионата среди его участников устраивался конкурс красоты атлетического телосложения, к которому допускались и просто желающие. Специально к этим конкурсам не готовились.

Борьба и выступления профессиональных атлетов оживили любительский спорт в стране. 10 августа 1885 года петербургский энтузиаст физической культуры доктор Краевский организовал «Кружок любителей атлетики». В своей квартире он открыл атлетический кабинет, где могли тренироваться и любители и профессионалы. Оборудован зал был прекрасно: пол обит мягким ковром, что давало возможность проводить занятия и по борьбе, на специальных стеллажах размещались разнообразные штанги, бульдоги, гантели, гири, стены увешаны сотнями фотографий атлетов и борцов всех стран. Дату основания этого кружка и считают рождением отечественной тяжелой атлетики, а Краевского с тех пор стали называть «отцом русской атлетики».

30 января 1897 года по инициативе любителя атлетического спорта графа Георгия Ивановича Рибопьера открылось Петербургское атлетическое общество. В том же году был проведен первый чемпионат России по тяжелой атлетике. Вслед за столичными спортивными обществами стали появляться многочисленные атлетические кружки и студии атлетизма в других городах страны. Начинают издаваться спортивные журналы «Спорт», «Русский спорт», «К спорту», «Геркулес». На русский язык переводят наиболее популярные системы физического развития: «Сила и как сделаться сильным» Сандова, «Моя система» Мюллера, «Упражнения с тяжестями» Гаррисона, «Культура тела» Эдвардса.

Среди атлетов и борцов прошлого было много незаурядных личностей. Георг Гаккеншмидт (по прозванию «Русский лев») - автор системы физического развития «Путь к силе и здоровью» и ряда философских работ. Доктор А. К. Анохин (псевдоним - Б. Росс) - автор «Волевой гимнастики» и многочисленных статей по гигиене и физическому развитию. Александр Засс («Самсон») создал несколько систем физического развития, изобрел кистевой динамометр и был прекрасным дрессировщиком. Людвиг Чаплинский - основатель спортивного общества «Санитас», председатель Всероссийского союза тяжелой атлетики, автор многочисленных статей по спорту. Георг Лурих - замечательный шахматист, пианист, владел десятью языками. Якуба Чеховской - вице-председатель Всероссийского союза борцов, один из создателей первого советского спортивного журнала «Борец- атлет», собиратель редких книг. Петр Крылов - штурман дальнего плавания, страстный пропагандист атлетического спорта. Иван Заикин - один из первых русских авиаторов. Иван Лебедев - организатор чемпионатов французской борьбы, главный редактор спортивного журнала «Геркулес», автор книг по атлетике и рассказов на спортивные темы.

Атлетизм был популярен в самых разных слоях общества. Например, знаменитый американский изобретатель Томас Эдисон запечатлен рядом с родоначальником культуризма Евгением Сандовым, которому в 1911 году король Англии Георг V присвоил звание профессора физического развития. Под фотографией подпись: «Сила и гениальность». На выступлении русского атлета Александра Засса в Англии приходил Уинстон Черчилль. Фотограф запечатлел премьер-министра на платформе с людьми, которую поднимает «Самсон». Писатель Владимир Гиляровский был своим человеком в цирке. Он обладал большой физической силой, которую с удовольствием демонстрировал в кругу друзей. Александр Куприн дружил с борцом Иваном Заикиным. Федор Шаляпин сам занимался атлетическими упражнениями. Александр Грин специально для журнала «Геркулес» написал рассказ «И для меня придет весна» - о судьбе циркового борца Фомы Сибиряка, прототипом которого, по всей вероятности, послужил известный атлет и борец Эмиль Фосс. Писатель-юморист Аверченко, редактор журнала «Сатирикон», занимался тяжелой атлетикой и придавал большое значение физическому развитию, поэтому некоторые его рассказы посвящены спорту. В 1919 году скульптор Сергей Коненков на арене 1-го московского цирка поставил пластическую сюиту «Самсон» из «живых скульптур» в исполнении атлетов и борцов. Сюита сопровождалась музыкой и текстом. Прекрасно сложенные атлеты под лучами прожекторов застывали в пластических позах, изображая сцены из библейского мифа.

На заре атлетизма еще не было упорядоченной оценки силы подобно пришедшему позже классическому троеборью (жим, рывок, толчок) и современному двоеборью (рывок, толчок). Демонстрация силы была самая разнообразная: атлеты отрывали от земли большие камни, гнули кочерги, ломали подковы, разрывали цепи, держали на плечах лошадь, поднимали на платформе людей и т. п. В дальнейшем по мере проникновения в силовые конкурсы классического троеборья, где спортсмен выступал с одним снарядом - штангой стандартной конструкции, все разнообразные силовые трюки утратили свой спортивно- соревновательный дух и перекочевали в цирк, превратившись только в зрелище.

До сего времени в цирках и на эстрадах можно видеть замечательных профессиональных атлетов - феноменальных Валентина Дикуля ,Геннадия Иванова, Ивана Шутова, братьев Виннеров. Многие силовые трюки, которые выполняют эти атлеты, могут быть занесены в Книгу рекордов Гиннесса...http://www.74213sp1.edusite.ru/images/hist_disk.jpg